?

Log in

No account? Create an account
Немного об истории усадьбы - Музей-Заповедник «Горки Ленинские» [entries|archive|friends|userinfo]
m_gorki

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Немного об истории усадьбы [Jul. 3rd, 2013|03:49 pm]
m_gorki
[Tags|, , , ]

Долгие годы и в нашей стране, и за рубежом усадьба Горки была известна более всего как место, связанное с именем В.И.Ленина, где он прожил последние годы жизни. Время пощадило эту усадьбу, судьба ее оказалась более счастливой, чем участь большинства русских загородных поместий. Горки избежали разрушения и варварского расхищения художественных ценностей, их архитектурный облик не был искажен поздними пристройками, а старинный усадебный парк практически не пострадал от стихийных вырубок. До наших дней Горки сохранили не только архитектурно-парковый ансамбль, но и большую часть своей уникальной усадебной коллекции.



Первые сведения об усадьбе относятся к середине XVI в. Горки пережили за свою долгую и богатую событиями историю и периоды взлета, когда строились усадебные постройки и разбивались парки, и времена относительного благополучия, и пору запустения, когда ветшали и разрушались здания, зарастал парк, а усадебная территория продавалась под дачные застройки.



В XVI–XIX вв. Горками владели представители таких дворянских и купеческих родов России, как Спасителевы, Наумовы, Белосельские, Трубецкие, Дурасовы, Писаревы, Лопухины, Прокофьевы, Шибаевы, Герасимовы. В 1909 г. поместье приобретает З.Г. Морозова-Рейнбот — жена одного из самых удачливых русских промышленников и мецената С.Т. Морозова.

З.Г.Морозова. Фотографии конца XIX века

 

Оставшись после трагической гибели Саввы Тимофеевича наследницей огромного состояния, в 1907 г. она вышла замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества, градоначальника Москвы А.А.Рейнбота. Буквально спустя два месяца после бракосочетания семейная жизнь была омрачена выдвинутыми против мужа обвинениями в казнокрадстве. Зинаида Григорьевна, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто меняет прежний открытый, полный встреч, балов и приемов, образ жизни. Она продает свой роскошный особняк на Спиридоновке, оставляет загородное имение Покровское-Рубцово старшему сыну Тимофею и уезжает в Горки.

Зинаида Григорьевна после похорон Морозова



Последней хозяйке удалось создать в Горках новый для России тип буржуазного поместья, где были успешно учтены все новейшие достижения и требования времени. И это, как покажут дальнейшие события, во многом способствовало тому, что Горки, пережив все трудные времена в истории страны, не только сохранились, но и смогли стать одним из интереснейших музейных памятников русской усадебной культуры XIX — начала ХХ в.



Для реконструкции усадьбы Зинаида Григорьевна пригласила знаменитого русского зодчего Ф.О.Шехтеля (автор дома Морозова на Спиридоновке в Москве).

Дом на Спиридоновке



По проекту Шехтеля центральный ансамбль усадьбы Горки, построенный в первой половине XIX в., перестраивается. Изменился не только внешний облик зданий, декор фасадов которых приобрел неоклассический характер, иным становится и убранство интерьеров, где современный комфорт гармонично сочетался с атмосферой старой дворянской усадьбы.

Гостиная в Большом доме. 1910-е годы



Главные усадебные здания, с электрическим освещением, центральным отоплением, водопроводом и канализацией, оборудуются ванными комнатами, новейшее техническое оснащение для которых приобретено в Англии. Для усадьбы, имевшей телефонную связь, закупаются лучшие телефонные аппараты того времени — шведской фирмы «Эриксон».

 

В убранстве комнат использовались предметы мебели, художественные полотна и изделия декоративно-прикладного искусства XVII – начала ХХ в., частично привезенные З.Г.Морозовой-Рейнбот из особняка на Спиридоновке и загородной усадьбы Покровское-Рубцово, частично — приобретенные и изготовленные на заказ специально для новой усадьбы в лучших магазинах и мастерских Москвы и Петербурга. Вот некоторые предметы из экспозиции усадьбы:

Неизвестный художник первой половины XIX века. Портрет девушки с цветами в прическе




Предметы столового сервиза с изображением веток сухоцвета. Германия. Дрезден. Фабрика Виллеруа и Бох. Начало XX века. Фаянс, подглазурная роспись




Ваза со стилизованным растительным декором. Западная Европа. Начало XX века. Керамика, роспись





Ваза парная в форме амфоры с ручками в виде львиных голов и золоченым орнаментом в стиле ампир на коричневом фоне. Франция. Первая четверть XIX века. Фарфор, надглазурное матовое крытье, позолота, цировка





Настольное украшение с фигурой амура и рогом изобилия. Франция. Париж. Фабрика Даготи. Первая четверть XIX века. Бисквит, матовое крытье, позолота




Неизвестный автрийский художник XVIII века. Пейзаж





Ваза парная кратеровидной формы с бронзовыми ручками в виде лебедей в бронзовой монтировке. Россия. Начало XX века. Бесцветное стекло, гранение, шлифовка, бронза, литье, золочение





Стол туалетный. Россия. Начало XX века. Массив сосны, шпон груши, резьба, фанеровка, полировка, полотно зеркала. Стиль модерн





Диван. Россия. Начало XX века. Массив сосны, шпон карельской березы, черное дерево, точение, интарсия, фанеровка, полировка. Стиль неоклассицизм




Стол туалетный. Германия. Мейсен. Вторая половина XIX века. Массив сосны, шпон розового дерева, фарфор, надглазурная роспись, бронза, литье, золочение, полотно зеркала




Стол. Россия. Первая четверть XIX века. Массив березы, шпон красного дерева, шпон черного дерева, резьба, позолота, фанеровка, полировка, бронза, литье, золочение. Стиль ампир



Люстра. Россия. С.-Петербург. 1820-е годы. Бронза, литье, огневое золочение



Детали интерьера:













LinkReply